Русский
Английский
Белорусский
Немецкий
Французский
Официальный сайт администрации Советского района г. Гомеля
и редакции газеты «Советский район»

Гомель, проспект Речицкий, 6
mail@sovadmin.gov.by

Сегодня квартира пенсионерки Зинаиды Куцановой напоминает одновременно и горницу старого деревенско­го дома, где на самом вид­ном месте находятся пяль­цы с неоконченной вышив­кой, и ремесленную мастер­скую, сплошь уставленную плетёными корзинами, ваза­ми и шкатулками, и ателье, где аккуратно развешены вязаные платья, кофты, жаке­ты. На стенах — красочные панно и картины-аппликации. Всю эту красоту Зинаида Тро­фимовна делает своими рука­ми, получая от кропотливой и достаточно монотонной рабо­ты несказанное удоволь­ствие. Но, признаётся наша героиня, так было не всегда.

— Мой педагогический стаж составляет без малого 45 лет. Ещё семнадцатилетней дев­чонкой, став студенткой культпросветучилища, получила первый опыт работы с деть­ми. И с тех пор словно заболе­ла этим. Потому, наверное, и пошла учиться на педагога, уже обладая профессией режиссёра театрального коллектива. Про­сто в один прекрасный момент поняла: без школы я своё буду­щее не представляю.

За так быстро пролетевшие годы я прошла, наверное, все ступени в школьной иерар­хии. Была и пионервожатой, и педагогом-организатором, и социальным педагогом, и методистом, и воспитателем в системе профтехобразова­ния, и завучем. Тринадцать лет руководила гомельской СШ №40, ставшей для меня по-настоящему родной.

Хотя, откровенничает Зина­ида Трофимовна, должность директора школы совсем не такой представлялась в моло­дости: — По натуре я человек творческий, предпочитающий бумажной работе непосред­ственное общение с детьми. К сожалению, кресло руково­дителя зачастую лишает такой возможности. Здесь больше необходимо хозяйская, адми­нистративная жилка. Конечно, обязанности свои выполняла добросовестно, как привыкла, но в какой-то степени ими тяго­тилась. Ведь времени и сил ни на себя, ни на детей и внуков, ни на свои увлечения практи­чески не оставалось. Захочешь, бывало, с внучкой выходные провести — обязательно какая-нибудь срочная работа появит­ся. То же самое и с поделка­ми. Увидела, например, какие прекрасные вещи получаются из плетёных газет, азы осво­ила, а что-то действительное монументальное (шучу!) соз­дать — времени не хватало катастрофически.

Зинаида Куцанова не скры­вает, что очень ждала момен­та, когда можно было бы спо­койно уйти на заслуженный отдых. Оно и наступило более семи лет назад, но…

— Знаете, я и месяца не смогла высидеть дома. Пона­чалу всё свободное время тра­тила на увлечения. Даже благо­словение от церкви получила, чтобы иконы из бисера выши­вать. Но руки делают, а мыс­ли всё об одном: сколько моих выпускников в вузы посту­пило, как тот в жизни устро­ился, по какой дорожке этот пошёл? Ведь, чего скрывать, школа наша не элитная, ребя­та здесь не из самых благопо­лучных семей попадаются. Но когда с первого по 11 класс с ними возишься, когда на протя­жении ряда лет помогаешь им и их родителям решать боль­шие и малые проблемы — они все родными становятся. К счастью, я это быстро поняла и приняла решение просить­ся обратно в школу. На любую должность, лишь бы к ребятам своим поближе быть, — делит­ся педагог.

Сегодня Зинаида Куцанова ощущает себя вполне счаст­ливым человеком. После её возвращения второе дыхание получил созданный несколь­ко лет назад демонстративный центр «Инноватор бережливо­сти». Это своеобразный актив­но функционирующий школь­ный музей по проблемам энер­госбережения. Дело в том что СШ №40 имеет статус респу­бликанской инновационной площадки по энергосбереже­нию. Работа в этом направле­нии в школе велась и ведётся настолько активно, что со вре­менем назрела необходимость выделить специальное поме­щение для демонстрации дей­ствующих моделей и макетов по проблеме. Все они созданы руками школьников и вызыва­ют самый живой интерес не только у их ровесников, но и у людей постарше.

В обязанности Зинаиды Тро­фимовны входит также созда­ние и систематизация школь­ных архивов. Как-никак, через два года СШ №40 исполнится 50 лет. Дата, к которой необхо­димо готовиться заранее.

Но наибольшее удоволь­ствие Зинаида Куцанова испы­тывает от работы с детьми. При её непосредственном участии в школе действует самодеятельный кукольный театр. Кукол для своих спекта­клей артисты шьют сами под непосредственным контро­лем руководителя. А ещё здесь очень серьёзная школа чте­цов. Как режиссёр по перво­му образованию Зинаида Тро­фимовна сама отбирает наибо­лее способных ребят, которые читают стихи так, что в зри­тельном зале практически не остаётся равнодушных. Подо­печные Зинаиды Куцановой — самых разных возрастов, от третьеклашек до выпускни­ков. Но разница в возрасте не мешает им регулярно привоз­ить с различных конкурсов, в том числе и городских, дипло­мы победителей.

Есть у Зинаиды Трофимов­на и затаённая мечта: передать своё умение рукодельничать как можно большему количе­ству ребят. И не обязательно девочкам. Жаль только, огорча­ется наша героиня, дети нынче особой усидчивостью не отли­чаются. Выработать в них это очень полезное в жизни каче­ство задача не из лёгких. Зна­чит, делает вывод Зинаида Тро­фимовна, на покой ей ещё рано. Потому что, уверена педагог со стажем, переболеть любовью к детям невозможно.

Александр Евсеенко, фото Вячеслава Коломийца, «Советский район».

29-09-2017

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить